На какую тему можно заказать текст?

Да почти на любую. Но всё же есть темы, за которые я не берусь.
Почему? Ну, во-первых, нельзя писать обо всём на свете. Во-вторых, есть определённые этические ограничения.

Темы, с которыми я в большинстве случаев не работаю, но иногда что-то могу выполнить:

  • Психология и воспитание. Не совсем моё, кроме разве что психологии бизнеса (например, можно написать про развивающие игры или игрушки, хотя это уже больше товары, а не услуги);
  • Медицина и лекарства. Я считаю, что это слишком ответственная сфера. Но помочь с медицинскими товарами (то есть не лекарствами) вполне возможно;
  • Технические (технологические, научные), потому что они требуют специальных знаний. Но, если не сильно погружаться в проблему, то можно. Например, тексты, ориентированные на обычного человека, чаще всего покупателя. Однако в этом случае потребуется дополнительная информация.

Я берусь за темы, если они законные и этичные. Список исключений, в том числе различных сомнительных проектов, может быть довольно внушительным, поэтому не будем загромождать текст.

Теперь поговорим о сложных темах.

Если тема узкая или сложная, то копирайтеру требуется любая дополнительная информация

Речь идёт о вполне обычных сферах деятельности. Но при этом товар или услуга могут быть достаточно сложными для восприятия обычного человека. А копирайтер, как вы понимаете, именно таким и является, и читать чужие мысли на расстоянии не умеет.

Приведу не вполне стандартный пример. Однажды мне досталась действительно узкая техническая тема. Но заказчик был знакомый, и отказывать ему не хотелось.

Итак, была поставлена задача – описать 40 коробок передач…

Для далёкого от автомобилестроения человека, марка автомобиля и коробка передач – это что-то неделимое. Но есть компании, которые выпускают именно коробки передач. И мне пришлось на некоторое время погрузиться в этот «закулисный» мир промышленности. Вряд ли я бы разобрался, что там к чему, если бы не помощь заказчика.

Мне предоставили отличный источник информации, плюс пояснения, как им пользоваться.

Добавлю, что любую информацию можно предоставлять и в аудиофайлах, то есть начитывать на диктофон. Этакие краткие тезисы. Тоже очень интересная идея. Кстати, таким образом можно давать техническое задание (ТЗ), наговаривая голосом самое важное, о чём надо написать. Тем более, что специалисту-практику в какой-то сфере это лучше знать. Вообще подготовка грамотного ТЗ — отдельный вопрос. Если кратко — техническое задание должно быть чётким и понятным.

Зависит ли от темы стоимость работы?

Да, зависит. Если тема сложная, то приходится тратить дополнительное время на её изучение. А в отсутствие необходимой информации – и на её поиск.

Рабочая ситуация. Кого искать для написания текста?

Иногда я вижу, как заказчики ищут на бирже fl.ru копирайтера по определённой узкой специализации. Но, постоянно писать на одну тему невозможно (так просто ничего не заработаешь). Тогда делается попытка поручить написание статей реальному специалисту – юристу, врачу, автомеханику и т.д. Но эти люди занимаются своим делом, а если и пишут тексты, то исключительно для своих проектов.

Поэтому выход тут один – найти нормального копирайтера, предоставить ему все необходимые материалы и отвечать, когда потребуется, на некоторые его вопросы. Также хорошей идеей будет дать прочитать готовый текст кому-то из своих специалистов.

Получается, что написание текста — в некотором смысле командная работа? Выходит, так. Тем более, что контент сейчас не ограничивается одними текстами (хотя они бывают разные по формату задачи). Для графических материалов требуется дизайнер, для видео — специалист по видео.

Можно, конечно, поискать так называемых «технических писателей», то есть копирайтеров, которые пишут на узкие технические темы. (К слову сказать, термин «копирайтер» сейчас используется более широко, раньше это были специалисты по составлению исключительно рекламных текстов.) Также есть люди, специализирующиеся на юридических, финансовых, строительных и любых других сферах деятельности.

Однако универсальность — это не всегда плохо. Отсутствие «заточенности» на чём-то одном будет компенсироваться более свежим взглядом, «человеческим» языком, примерами из жизни (а не из окон офиса).

С разными темами связана и другая проблема.

Можно ли писать на тему, в которой вы не являетесь специалистом?

«Пишите то, что любите, и о том, в чём хорошо разбираетесь», – говорит известный копирайтер Денис Каплунов в своей книге-бестселлере «Контент, маркетинг и рок-н-ролл».

С этим нельзя не согласиться. Но, на деле тех, кто готов самостоятельно писать тексты, мало

Вот прочитает книгу Дениса Каплунова владелец сайта, может быть даже попробует что-то написать.. Но, в действительности ему некогда, да и выдавать этот самый контент не всегда получается. В результате люди всё равно обращаются к копирайтерам (в том числе и в агентство Дениса Каплунова, разумеется). Что, в общем-то, логично. Но, книгу я всё-таки советую приобрести. По крайней мере, у вас будет представление о том, кто вам нужен, как должен работать и так далее.

Реальным решением данной проблемы может стать объединение усилий. Например, вы или кто-то из вашей компании можете читать материалы копирайтера и добавлять что-то от себя.

Ну и конечно, не забываем про другие формы вашего участия: подготовка ТЗ, предоставление полезной информации и возможность консультаций, дополнительная проверка текста (о чём мы говорили выше).