Когда заказчики звонят мне по телефону, это вроде как отвлекает (с одной стороны). Но, с другой – не может не радовать. Потому что сейчас всё общение в нашей сфере (да и во многих других) происходит в основном в онлайн.
Приведу один пример из своей практики. Как-то мне позвонили на предмет подготовки новостей для интернет-магазина стройматериалов, сайт которого находился в Киргизии. С представителем этого магазина (парнем по имени Мурас) мы созвонились в Телеграмме.
Минут пятнадцать я отвечал на разные вопросы. Вот некоторые из них:
- Сколько статей минимально нужно для продвижения сайта? – Чем больше, тем лучше. Но, хотя бы парочку в неделю.
- Какие по объёму нужны статьи? – Смотря о чём писать, а также в зависимости от стратегии продвижения. Можно выкладывать материалы по 1.5 — 2.5 тыс. знаков, а можно и по 10-15 тыс. знаков. В первом случае это будут новости и небольшие информационные статьи, а в другом — большие обзоры.
- Можете ли подобрать нам ключевые слова? – Могу, но в данном случае (для крупного интернет-магазина) это лучше сделать специалисту по СЕО. Обычно я получаю такой список вместе с ТЗ (техническое задание).
- Какие у вас цены? – Всё зависит от типа задачи и требований. Но, примерный ориентир — от 250р. за тысячу знаков.
На этом они распрощались, пообещав при случае обратиться. У меня создалось впечатление, что проект у них достаточно новый, и с его продвижением ребята ещё не совсем разобрались.
Главная же мысль, которую мне хочется донести в диалоге с потенциальным заказчиком, состоит вот в чём: я готовлю тексты, но не занимаюсь продвижением или развитием сайта. (Хотя статьи или новости вполне могут поспособствовать повышению посещаемости). Эти вопросы вы должны решить сами или с помощью других специалистов. Я же со своей стороны могу предложить варианты, но не более того.
Вам нужны тексты? Тогда дайте, пожалуйста, ТЗ. Оно может быть элементарным — темы, объёмы, пожелания по содержанию, можно добавить ключевые слова или что-то ещё. Не требуется так называемый «бриф», хотя можете и его прислать.
Другое предложение я получил как-то по почте:
«Добрый день, предлагаю дополнительный доход.
Необходимы тексты для сайта www.stroika-remont-1.ru, строительная тематика – ремонт квартир.
Оплата за сотрудничество –
10 % от моего дохода, возмётесь?»
Мой ответ:
Извините, но я оказываю услуги на твёрдых условиях,
% – это не очень интересно.
Можно было бы за бартер (рекламу), но у вас клиенты – физ. лица.
Их ответ (после которого я уже не отвечал):
«На % тоже хорошо зарабатывать можно».
Конечно, часто приходят письма с малоинтересными условиями.
Или цены слишком низкие, или условия оплаты (как, например, идея постоплаты в конце месяца).
К слову, с начала 2021 года я решил полностью отказаться от таких вариантов. У меня схема оплаты теперь только одна: сколько оплачено — столько и делается.
Хотя бывают интересные варианты сотрудничества. Вот, например.
Заказчику надо было придумать интересное имя для видео-студии. Такие задачи, честно говоря, не совсем мой профиль. Ведь нейминг — совершенно отдельная сфера услуг. И не всегда люди готовы нормально оплачивать эту работу. Но иногда я всё-таки берусь за выполнение такого заказа.
В данном случае я предложил тот самый бартер: с меня – имя за символическую плату плюс тексты в дальнейшем (посты для их группы), с них – небольшая реклама среди их заказчиков. К сожалению, пока сотрудничество не состоялось. Но, по крайней мере, интерес у человека был.
Иногда от некоторых, достаточно интересных предложений приходится отказываться:
«Здравствуйте, Григорий! Предлагаю выступить вам спикером на тему удалённой работы в формате видео в новом проекте. Выступление оплачивается, цена обсуждается индивидуально с автором курса, Кириллом Поляковым. Вам интересно?
С уважением, Влад Ш.»
Мой ответ:
«А мы с вами уже работали? Можно подробнее?»
Их ответ:
«Нет, ещё не работали. Нужно выступить спикером и прочитать основы удалённой работы.
Примеры тем, по которым нужно будет рассказать об удалённой работе: «Базовые навыки удалёнщика», «Что такое soft и hard skills», «Поиск удалённых вакансий и отклика на них, как зарабатывать на том, что уже умеете, организация своей работы», «Планы роста и развития» и т.д.
Выступление в формате видео с презентацией. (Пример видео – …
стоя или сидя, включая презентацию)
Мы записываем видео с Вами в удобное для Вас время с нашим оператором. На этом этапе, если Вам интересно это предложение, я занесу Вас в список спикеров. Если Вас выберут, с Вами свяжутся. А там решите с датами, которые будут удобны для Вас, и зададите все интересующие вопросы лично автору курса.
Я заношу Вас в список?»
Мой ответ:
«Не совсем мой формат работы. И ваша ЦА – физ. лица, тоже не так интересно.
Удачи! Надеюсь, без обид»